Трамваю Волгограда – 100 лет!

Сегодня, 9 апреля 2013 года, трамвай Волгограда отмечает столетний юбилей
Сто лет назад именно в этот день в городе Царицыне был пущен первый электрический трамвай.
Первая трамвайная линия проходила от станции «Тихорецкой» (ныне «Волгоград-II) до станции «Царицын» (Волгоград-I). Ее протяженность составляла около 10 километров. Всего на маршруте было 22 остановки, среднее расстояние между которыми – 300 метров. С пуском трамвая городская управа установила плату за проезд – 5 копеек.
Уникальность этого вида транспорта в нашем городе отмечается уже на заре его истории. Во-первых, Царицын стал первым уездным городом России, где появился электрический трамвай. Во-вторых, на линии использовались вагоны  отечественного производства, а не бельгийского акционерного общества, которое монополизировало этот вид транспорта в России век назад. В первый день на линию вышло девять новых вагонов производства подмосковного Мытищинского машиностроительного завода.
Не раз еще волгоградский трамвай подчеркивал свою индивидуальность. Именно в городе-герое Волгограде 5 ноября 1984 года была пущена в эксплуатацию линия скоростного трамвая с подземной частью, которая построена по нормам метрополитена. До сих пор она является единственной и уникальной в России. Журнал Форбс поставил волгоградский скоростной трамвай на 4-е место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира.
И в современной истории трамвайного движения страны волгоградцы снова впереди. Перед пуском второй очереди СТ, которая состоялась 1 декабря 2011 года, специалисты МУП «Метроэлектротранс» осваивали и дорабатывали принципиально новый тип подвижного состава – современные трехсекционные вагоны с двусторонним расположением дверей и двумя кабинами в голове и хвосте поезда.
Будущее волгоградского трамвая – это дальнейшее развитие линии скоростного трамвая.
Поздравляем коллектив МУП «Метроэлектротранс», а также всех волгоградцев с этим знаменательным днем! Пусть трамвайное движение в нашем городе развивается и будет всегда впереди!


Из истории трамвая Царицына–Сталинграда–Волгограда

14 декабря 1914 года введена в эксплуатацию вторая трамвайная линия – от купеческой пристани на берегу Волги (Центральная Набережная) до полицейского управления на улице Воронежской (ныне – улица Коммунистическая)
К началу 1916 года построена третья трамвайная линия – до завода ДЮМО (Донецко-Юрьевское металлургическое общество, ныне – завод «Красный Октябрь»).
Гражданская война в Царицыне 1918-1919 г.г. нанесла большой ущерб трамвайному хозяйству. Однако уже в августе 1920 года было восстановлено трамвайное движение от центра до завода ДЮМО, затем – от центра до вокзала Сталинград-II.

1920-е
7 ноября 1927 года открылось трамвайное движение от железнодорожного моста на улице Краснознаменской в сторону 1-й совбольницы (ныне – областная больница).
В 1928-29 г.г. проложена линия до строящегося сталинградского тракторного завода.
В 1929 году в Сталинград стали поступать вагоны серии «Х» производства Мытищинского машиностроительного завода, которые эксплуатировались на маршрутах города до 1967 года.

1930-е
В 1931 году построена линия в Ельшанку, открыт маршрут №4 – от центра города до лесозавода им. Куйбышева.
В 30-е годы была заложена основа маршрутной сети волгоградского трамвая.
Сталинградский трамвай, отправляясь от Октябрьской площади в центре города, перевозил пассажиров по семи маршрутам. Общая протяженность трамвайных путей составляла 63,2 километра.
Накануне Великой Отечественной войны сталинградский трамвай представлял собой одно из крупнейших хозяйств города, которое работало рентабельно.

1940-е
В годы Великой Отечественной войны сталинградские трамвайщики освоили производство военной продукции. В мастерских трампарка был организован цех по изготовлению снарядов к 45-миллиметровым противотанковым орудиям.
Трамвай в Сталинграде продолжал работать до 23 августа 1942 года, когда город подвергся массированной бомбежке фашистской авиацией. Во время Сталинградской битвы все трамвайное хозяйство было уничтожено.
28 января 1943 года, за три дня до капитуляции фельдмаршала Паулюса, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о его работе. Трамвайщики и горожане приступили к восстановлению разрушенного трамвайного хозяйства.
В декабре 1943 по маршруту «Центр города – завод «Красный Октябрь» отправился первый восстановленный вагон.
6 ноября 1944 года после восстановления железобетонного моста через реку Царицу открылось трамвайное движение до лесозавода им. Куйбышева.
Декабрь 1944 года – в строй вошла трамвайная линия от завода «Красный Октябрь» до тракторного завода.
В конце 1940-х началось строительство трамвайной линии до Разгуляевки, линия была открыта 1 декабря 1950 года.
С 1949 года в Сталинград стали поступать вагоны МТВ-82, которые эксплуатировались в городе до 1973 года.

1950-е
1 января 1950 года на Ангарском поселке введен в эксплуатацию трампарк №2.
В 1955 году хозяйственно-экономические показатели Сталинградского трамвайного хозяйства превзошли довоенный уровень
В 1953 году в Сталинграде действовало 9 трамвайных маршрутов:
6 ноября 1958 года открыто трамвайное движение в Красноармейском районе. Введено в эксплуатацию трамвайное депо №3.
В ноябре 1959 года трамвайный парк пополнился вагонами Т-59Е и Т-2-62 производства завода Гота (ГДР). Они проработали на трамвайных маршрутах Сталинграда–Волгограда до 1972 года.

1960 – 1980-е
С сентября 1967 года в Волгоград стали приходить комфортабельные вагоны чешского производства «Татра» Т-3. Они стали основой трамвайного парка города и успешно эксплуатируются на волгоградских маршрутах и в настоящее время.  
17 сентября 1971 года в Краснооктябрьском районе введено в эксплуатацию трамвайное депо №5, которое строилось специально для обслуживания линии скоростного трамвая.
5 ноября 1984 года в Волгограде введена в эксплуатацию первая очередь линии скоростного трамвая (СТ), 1 декабря 2011 года – вторая очередь.
Волгоградский скоростной трамвай – единственная линия в России, имеющая подземный участок, который построен по нормам метрополитена.
Общая протяженность линии СТ – 17,3 км (7,3 км проходят под землей). На ней расположено 22 станции, шесть из них – подземные.
В 2008 году в город стали поступать современные трехсекционные вагоны производства ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод», предназначенные для эксплуатации на второй очереди СТ.



© 2008 - 2015 Метроэлектротранс
Яндекс.Метрика